Статья «О состоянии законности в сфере ЖКХ и практике прокурорского надзора в данной сфере за 2023 год».
В 2023 году прокуратурой района в сфере ЖКХ выявлено 28 нарушений закона, в целях устранения которых принесен 1 протест, который рассмотрен и удовлетворен, в суд направлено 5 исковых заявлений о защите имущественных прав муниципальных образований, из которых 4 рассмотрено и удовлетворено, внесено 20 представлений в адрес глав органов местного самоуправления и руководителей муниципальных предприятия и учреждений, 1 должностное лицо привлечено к административной ответственности, 1 материал направлен в органы предварительного расследования для проведения процессуальной проверки.
Так, проверкой в Щучинском сельском поселении выявлено решение Совета народных депутатов от 02.03.2022 № 166 «Об установлении тарифов по водоснабжению», принятое с нарушением требований ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и антикоррупционного законодательства, связанные с принятием нормативно-правового акта за пределами полномочий, устанавливающего тарифы на холодное водоснабжение. Данное решение 03.04.2023 опротестовано прокуратурой района, протест рассмотрен и удовлетворен, незаконный нормативный правовой акт отменен.
Проверкой в МКП «Исток», являющейся ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение жителей с. Щучье Эртильского муниципального района, установлено, что предприятием вопреки требованиям ч. 1 ст. 198 ЖК РФ и п. 11 ч. 3 ст. 7 Федерального закона №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» на официальном сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.dom.gosuslugi.ru не осуществлялось опубликование соответствующей информации.
Кроме того, в марте 2023 года прокуратурой района проведена проверка в связи с публикацией в СМИ (публикация на сайте bloknot-voronezh.ru информации от 07.02.2023 «Проблемы не решаются») о неудовлетворительном качестве питьевой воды, поставляемой населению г. Эртиль ресурсоснабжающим предприятием МУП «Эртильское».
Установлено, что холодное водоснабжение населения городского поселения – г. Эртиль осуществляет МУП «Эртильское». Подаваемая абонентам питьевая вода через централизованную систему холодного водоснабжения действительно не соответствовала предъявляемым требованиям, о чем свидетельствовало повышенное содержание металлов и повышенная мутность воды в исследованных пробах, отобранных на территории города, в том числе на станции второго подъема, из разводящей сети по ул. Лесная, д. 1, кв. 10, по ул. Лермонтова, д. 20А, по ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 8, по ул. Плехановская, д. 29, по ул. Первомайская, д. 42, по ул. 40 лет Октября, д. 28, по пер. Лермонтова, д. 18, по ул. Степная, в с. Большая Добринка, ул. Северная, в которых обнаружено превышение допустимых норм, установленных таблицами 3.1, 3.3, 3.13 СанПиН 1.2.3685-21 по санитарно-химическим показателям.
По фактам выявленных нарушений закона 22.03.2023 прокуратурой района в адрес главы городского поселения внесено представление, по результатам рассмотрения которого к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица.
Кроме того, в ходе проверки ресурсоснабжающей организацией в сфере водо- и теплоснабжения, которой на территории городского поселения – г. Эртиль является МУП «Эртильское», выявлены нарушения закона.
Вопреки требованиям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила), утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003, предприятием не обеспечено выполнение в полном объеме подготовительных мероприятий, обеспечивающих безаварийное прохождение отопительного периода, качественного оказания коммунальных услуг потребителям тепловой энергии, в том числе:
- персонал организации не укомплектован в соответствии со штатным расписанием;
- отсутствуют акты инструментальной проверки сопротивления заземляющего контура дымовых труб котельных;
- не сформирован необходимый объем средств индивидуальной защиты и коллективной защиты персонала предприятия, инструментов и оснастки, необходимой для проведения работ, нормативно-технической и оперативной документации, инструкций, схем, первичных средств пожаротушения;
- отсутствуют планы текущего и капитального ремонта тепловых энергоустановок;
- не проведена проверка знаний руководящих работников, управленческого персонала, специалистов, оперативно-ремонтного персонала, ремонтного персонала;
- не завершено гидравлическое испытание оборудования (котлов, водоподогревателей).
Также, предприятием вопреки требованиям п. 10 ст. 2, п. 5 ч. 1 ст. 5 Закона №190-ФЗ в 2022 – истекшем периоде 2023 года не принимало мер к разработке и утверждению инвестиционной программы в сфере теплоснабжения, что препятствует реализации на территории городского поселения мероприятий, предусмотренных п. 9 Порядка согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требования к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетики, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 410, в том числе строительству, реконструкции или модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, реконструкция или модернизация существующих объектов системы централизованного теплоснабжения в целях снижения уровня износа существующих объектов системы централизованного теплоснабжения и (или) поставки энергии от разных источников; мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, достижение плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, повышение эффективности работы систем централизованного теплоснабжения; мероприятий, предусматривающих капитальные вложения в объекты основных средств и нематериальные активы регулируемой организации, обусловленные необходимостью соблюдения регулируемыми организациями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с осуществлением деятельности в сфере теплоснабжения, включая мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, безопасности критической информационной инфраструктуры.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» администрацией городского поселения – г. Эртиль муниципальная комплексная программа развития систем коммунальной инфраструктуры городского поселения на 2022-2023 гг. и последующие года не разрабатывалась и не принималась, соответствующие финансирование не выделялось.
Отсутствие данной программы оказывает отрицательное влияние на развитие коммунальной инфраструктуры городского поселения, препятствует анализу текущего состояния систем теплоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, водоотведения, электроснабжения и сферы сбора твердых бытовых отходов, модернизации (реконструкции) систем коммунальной инфраструктуры, разработке инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, созданию благоприятных условий для проживания населения.
По фактам выявленных нарушений закона прокуратурой района 15.09.2023 в адрес главы городского поселения – г. Эртиль внесено представление об их устранении, которое рассмотрено и удовлетворено, к дисциплинарной ответственности привлечено 2 должностных лица.
Кроме того, проверкой органов местного самоуправления установлено, что на балансе администраций Борщево-Песковского, Первомайского, Ростошинского, Ячейского сельских поселений находятся объекты водоснабжения: водопроводные сети, 10 водонапорных башен, по которым осуществляется водоснабжение жителей поселений, право собственности на которые в установленном законом порядке не зарегистрировано.
В связи с выявленными нарушениями закона 20.02.2023 прокуратурой района в адрес глав указанных поселений внесено 4 представления, которые рассмотрены и удовлетворены.
Вместе с тем, нарушения закона не были устранены в установленном порядке, что послужило основанием для направления прокуратурой района 23.03.2023 в суд 4 заявлений об обязании органов местного самоуправления принять меры к регистрации прав в отношении бесхозных объектов коммунальной инфраструктуры. Иски прокурора рассмотрены и удовлетворены, органам местного самоуправления представлен 6-месячный срок для принятия мер по регистрации прав в отношении объектов коммунальной инфраструктуры.
Аналогичные нарушения выявлялись прокуратурой района в 2022 году в администрации Большедобринского сельского поселения при эксплуатации сети холодного водоснабжения (1 км.), право собственности на которую не было зарегистрировано, в связи с чем в адрес главы поселения вносилось представление, а также в суд направлялось исковое заявление, которое удовлетворено, в настоящее время право собственности муниципального образования на данную сеть зарегистрировано в установленном порядке.
Также, 15.12.2023 прокуратурой района в суд направлено исковое об обязании администрации городского поселения – город Эртиль осуществить действия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: линейных объектов теплоснабжения по улицам Фридриха Энгельса (1565 метров), Труда (750 метров), Пушкинская (670 метров) г. Эртиль общей протяженностью 2985 метров.
Кроме того, 07.12.2023 прокуратурой района в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в ОМВД России по Эртильскому району для проведения проверки в порядке ст.ст.144, 145 УПК РФ направлен материал по факту подрядчиками хищения 18 миллионов рублей при строительстве парка «Первомайский» в г. Эртиле. Процессуальное решение в настоящее время не принято.
Статья подготовлена помощником прокурора Эртильского района Кряквиным Э.А.